fbpx

7 фильмов об архитектуре для досуга и вдохновения

03.11.2022
7 фильмов об архитектуре для досуга и вдохновения

“Архитектура – это азбука гигантов,

величайшая система видимых символов,

когда-либо созданная”

Гилберт Честертон

Понятие архитектура не ограничивается планами и фасадами, объемами зданий и композицией элементов в пространстве. Это наука, идеология, искусство, отображение времени и зеркало общества. Гюго считал, что архитектура — главная летопись человечества.

Эпоха перемен — это как раз сегодня. Экология, экономика, политические события и болезни влияют на потребности людей, эстетику, а значит, и на архитектуру и дизайн городов и, даже, стран.

Мы подобрали фильмы про архитектуру и архитекторов, которые рассказывают про взаимодействие человека и города, влияние архитектуры на эстетическое восприятие и экономическое развитие человечества.

 «Метрополис»

черно-белый фильм про архитектуру

Фриц Ланг (1927 год)

Один из величайших черно-белых кинофильмов в истории, эпическая драма и научно-фантастическая антиутопия о мегаполисе будущего, разделенного на два яруса – подземный Ад, мир рабочих, за счет труда и жизней которых живут гигантские машины, и верхний Рай – мир белых воротничков и финансовых воротил, королей жизни.

Картина длительностью 2,5 часа стала самым дорогим проектом немого кино в Германии. Поскольку архитектуре отведена особая роль, художникам понадобилось много времени для создания большого количества макетов города, его зданий, машин, транспорта. Декорации мегаполиса и его масштабы поражают даже современного зрителя. Ради одноминутного эпизода с Вавилонской башней более тысячи человек согласились побрить голову, а эпизод с затоплением поселения рабочих длительностью 10 минут снимали более полутора месяцев. Архитектор Вальтер Шульце-Миттендорф изготовил костюм механического человека, который вдохновил Джорджа Лукаса на создание персонажа C-3PO из вселенной Звездных войн. 

По праву один из знаковых вдохновляющих фильмов для художников.

«Новая Москва»

фильме архитектурное будущее

Александр Медведкин (1938 год)

Еще одна футуристическая фантазия про город будущего.

Легкая и местами наивная комедия о юном конструкторе, который приехал покорять большую Москву с проектом реконструкции столицы. Таким образом, Город становится и основой сюжета, и конфликта, и одним из персонажей картины. Особое впечатление производит концовка картины – «живой» макет, созданный главным героем, ломается и превращает сталинские высотки в руины.

К сожалению, представленное в фильме архитектурное будущее Москвы не понравилось Сталину, и картина на экраны так и не вышла. Но в нашей подборке фильмов с красивой архитектурой картина заняла почётное место.

«Источник»

фильмов про архитекторов

Кинг Видор (1949 год)

Один из художественных фильмов про архитекторов, черно-белая экранизация одноименного произведения Айн Рэнд. Главные роли сыграли оскароносные Патриция Нил и Гэри Купер. 

Картина рассказывает об архитекторе-новаторе, который не получил признания в обществе.  Продолжительное время он не может реализоваться в профессии и воплотить свои проекты в жизнь, поскольку отказывается следовать традициям и подстраиваться под вкусы общества.

Считается, что образ главного героя был написан с образа знаменитого архитектора Френка Ллойда Райта, проекты которого были признаны всемирным наследием ЮНЕСКО. 

«Презрение»

интересные архитектурные объекты ХХ века

Жан-Люк Годар (1963 год)

Картина, снятая по мотивам произведения Альберто Моравиа, в которой играет Брижит Бардо, интересна не столько своим сюжетом, но местом съемки.

Основные сцены фильма сняты в одном из очень интересных архитектурных объектов ХХ века – вилле на острове Капри, которая принадлежала режиссеру и писателю Курицио Маоапаре. 

Вилла расположена на вершине скалы, откуда открывается вид на залив. Коммунист Малапарте использовал название «красный дом», т.к. вилла была построена из кирпича и камня. Великолепная локация для съемок кино про архитектуру.

При жизни Малапарте вилла была знаковым местом, здесь гостили и творили Альбер Камю, Жан Кокто, Альберто Моравиа. В 2017 году он стал площадкой для съемок рекламной кампании Saint Laurent. 

«Время развлечений»

современные мегаполисы и абсурдность модернизма в архитектуре и дизайне

Жак Тати (1967 год)

Франко-итальянская комедия практически без сюжета, которая с помощью гротеска, сатиры и поэтичности показывает уродливость высокотехнологичных современных мегаполисов и абсурдность модернизма в архитектуре и дизайне. 

Для съемок фильма, которые длились три года, была выстроена масштабная копия Парижа. А в некоторых эпизодах в целях экономии для имитации интерьеров и архитектурных видов были использованы огромные фотографии. В шести различных сценах глазами главного героя показаны офисные небоскребы, лабиринты кабинетов, выставочные павильоны, современная квартира, ресторан и аэропорт.

Это, конечно, не документальный фильм об истории архитектуры, но тем не менее памятник эпохи.

 «Бразилия»

архитектура арт-деко

Терри Гиллиам (1985 год)

Сюрреалистическая антиутопия про город, в котором живут богатые и бедные. Картина перекликается по сюжету с «1984» Джерджа Оруэлла и «Процессом» Франца Кафки.

Город потребительского общества изображен как гигантский механизм, поражающий своей монументальностью. А архитектура арт-деко показана в фильме как символ власти. Построенную в этом стиле лондонскую электростанцию использовали для натурных съемок Министерства информации вымышленного города. Архитектура городских зданий очень строгая и лаконичная. Бетонные высотки похожи на клетки и по стилю напоминают нацистские сооружения. Внутреннее же пространство государственной машины лишено красок и индивидуальности, бесконечные коридоры наполнены серыми кабинетами.

В свою очередь интерьеры домов и заведений — это смесь стилей различных десятилетий. Художники постановщики вдохновлялись журналами 30-х и 40-х годов, особенно иллюстрациями дизайнеров на тему будущего.

«Живот архитектора»

фильм об архитектуре

Питер Гринуэй (1987 год)

Экзистенциальный драматичный фильм об архитектуре с вкраплениями иронии.

Амбициозный американский архитектор Скорли Клэклайт приезжает в Рим для подготовки выставки, посвященной забытому французскому зодчему Этьену-Луи Булле, который творил в 18 веке. Погружаясь в работу, главный герой постепенно начинает сравнивать и идентифицировать свое пребывание в Италии с противоречивыми фактами биографии Булле.

За счет панорамных кадров город в фильме наполнен гигантскими сооружениями и глубиной пространства. А на фоне бессмертного величия архитектуры и искусства человеческая суета кажется мелкой и незначительной. Борьба геометрии классических линий и итальянского барокко, как противостояние строгости и свободы. Главный герой теряется в своих фантазиях и постепенно сходит с ума, его работа переходит в руки его соперника. Социальное и физическое падение Клэклайта, как повторение судьбы его кумира Булле.

Надеемся, что вы получите от просмотра этих фильмов такое же удовольствие, что и мы.

Автор: Татьяна Дидковская