7 фильмов об архитектуре для досуга и вдохновения
“Архитектура – это азбука гигантов,
величайшая система видимых символов,
когда-либо созданная”
Гилберт Честертон
Понятие архитектура не ограничивается планами и фасадами, объемами зданий и композицией элементов в пространстве. Это наука, идеология, искусство, отображение времени и зеркало общества. Гюго считал, что архитектура — главная летопись человечества.
Эпоха перемен — это как раз сегодня. Экология, экономика, политические события и болезни влияют на потребности людей, эстетику, а значит, и на архитектуру и дизайн городов и, даже, стран.
Мы подобрали фильмы про архитектуру и архитекторов, которые рассказывают про взаимодействие человека и города, влияние архитектуры на эстетическое восприятие и экономическое развитие человечества.
«Метрополис»
Фриц Ланг (1927 год)
Один из величайших черно-белых кинофильмов в истории, эпическая драма и научно-фантастическая антиутопия о мегаполисе будущего, разделенного на два яруса – подземный Ад, мир рабочих, за счет труда и жизней которых живут гигантские машины, и верхний Рай – мир белых воротничков и финансовых воротил, королей жизни.
Картина длительностью 2,5 часа стала самым дорогим проектом немого кино в Германии. Поскольку архитектуре отведена особая роль, художникам понадобилось много времени для создания большого количества макетов города, его зданий, машин, транспорта. Декорации мегаполиса и его масштабы поражают даже современного зрителя. Ради одноминутного эпизода с Вавилонской башней более тысячи человек согласились побрить голову, а эпизод с затоплением поселения рабочих длительностью 10 минут снимали более полутора месяцев. Архитектор Вальтер Шульце-Миттендорф изготовил костюм механического человека, который вдохновил Джорджа Лукаса на создание персонажа C-3PO из вселенной Звездных войн.
По праву один из знаковых вдохновляющих фильмов для художников.
«Новая Москва»
Александр Медведкин (1938 год)
Еще одна футуристическая фантазия про город будущего.
Легкая и местами наивная комедия о юном конструкторе, который приехал покорять большую Москву с проектом реконструкции столицы. Таким образом, Город становится и основой сюжета, и конфликта, и одним из персонажей картины. Особое впечатление производит концовка картины – «живой» макет, созданный главным героем, ломается и превращает сталинские высотки в руины.
К сожалению, представленное в фильме архитектурное будущее Москвы не понравилось Сталину, и картина на экраны так и не вышла. Но в нашей подборке фильмов с красивой архитектурой картина заняла почётное место.
«Источник»
Кинг Видор (1949 год)
Один из художественных фильмов про архитекторов, черно-белая экранизация одноименного произведения Айн Рэнд. Главные роли сыграли оскароносные Патриция Нил и Гэри Купер.
Картина рассказывает об архитекторе-новаторе, который не получил признания в обществе. Продолжительное время он не может реализоваться в профессии и воплотить свои проекты в жизнь, поскольку отказывается следовать традициям и подстраиваться под вкусы общества.
Считается, что образ главного героя был написан с образа знаменитого архитектора Френка Ллойда Райта, проекты которого были признаны всемирным наследием ЮНЕСКО.
«Презрение»
Жан-Люк Годар (1963 год)
Картина, снятая по мотивам произведения Альберто Моравиа, в которой играет Брижит Бардо, интересна не столько своим сюжетом, но местом съемки.
Основные сцены фильма сняты в одном из очень интересных архитектурных объектов ХХ века – вилле на острове Капри, которая принадлежала режиссеру и писателю Курицио Маоапаре.
Вилла расположена на вершине скалы, откуда открывается вид на залив. Коммунист Малапарте использовал название «красный дом», т.к. вилла была построена из кирпича и камня. Великолепная локация для съемок кино про архитектуру.
При жизни Малапарте вилла была знаковым местом, здесь гостили и творили Альбер Камю, Жан Кокто, Альберто Моравиа. В 2017 году он стал площадкой для съемок рекламной кампании Saint Laurent.
«Время развлечений»
Жак Тати (1967 год)
Франко-итальянская комедия практически без сюжета, которая с помощью гротеска, сатиры и поэтичности показывает уродливость высокотехнологичных современных мегаполисов и абсурдность модернизма в архитектуре и дизайне.
Для съемок фильма, которые длились три года, была выстроена масштабная копия Парижа. А в некоторых эпизодах в целях экономии для имитации интерьеров и архитектурных видов были использованы огромные фотографии. В шести различных сценах глазами главного героя показаны офисные небоскребы, лабиринты кабинетов, выставочные павильоны, современная квартира, ресторан и аэропорт.
Это, конечно, не документальный фильм об истории архитектуры, но тем не менее памятник эпохи.
«Бразилия»
Терри Гиллиам (1985 год)
Сюрреалистическая антиутопия про город, в котором живут богатые и бедные. Картина перекликается по сюжету с «1984» Джерджа Оруэлла и «Процессом» Франца Кафки.
Город потребительского общества изображен как гигантский механизм, поражающий своей монументальностью. А архитектура арт-деко показана в фильме как символ власти. Построенную в этом стиле лондонскую электростанцию использовали для натурных съемок Министерства информации вымышленного города. Архитектура городских зданий очень строгая и лаконичная. Бетонные высотки похожи на клетки и по стилю напоминают нацистские сооружения. Внутреннее же пространство государственной машины лишено красок и индивидуальности, бесконечные коридоры наполнены серыми кабинетами.
В свою очередь интерьеры домов и заведений — это смесь стилей различных десятилетий. Художники постановщики вдохновлялись журналами 30-х и 40-х годов, особенно иллюстрациями дизайнеров на тему будущего.
«Живот архитектора»
Питер Гринуэй (1987 год)
Экзистенциальный драматичный фильм об архитектуре с вкраплениями иронии.
Амбициозный американский архитектор Скорли Клэклайт приезжает в Рим для подготовки выставки, посвященной забытому французскому зодчему Этьену-Луи Булле, который творил в 18 веке. Погружаясь в работу, главный герой постепенно начинает сравнивать и идентифицировать свое пребывание в Италии с противоречивыми фактами биографии Булле.
За счет панорамных кадров город в фильме наполнен гигантскими сооружениями и глубиной пространства. А на фоне бессмертного величия архитектуры и искусства человеческая суета кажется мелкой и незначительной. Борьба геометрии классических линий и итальянского барокко, как противостояние строгости и свободы. Главный герой теряется в своих фантазиях и постепенно сходит с ума, его работа переходит в руки его соперника. Социальное и физическое падение Клэклайта, как повторение судьбы его кумира Булле.
Надеемся, что вы получите от просмотра этих фильмов такое же удовольствие, что и мы.
Автор: Татьяна Дидковская